Сделать стартовой Добавить в Избранное Постучать в аську Перейти на страницу в Twitter Перейти на страницу ВКонтакте Из Пензенской области на фронты Великой Отечественной войны было призвано более 300 000 человек, не вернулось около 200 000 человек... Точных цифр мы до сих пор не знаем.

"Никто не забыт, ничто не забыто". Всенародная Книга памяти Пензенской области.

Объявление

Всенародная книга памяти Пензенской области





Сайт посвящается воинам Великой Отечественной войны, вернувшимся и невернувшимся с войны, которые родились, были призваны, захоронены либо в настоящее время проживают на территории Пензенской области, а также труженикам Пензенской области, ковавшим Победу в тылу.
Основой наполнения сайта являются военные архивные документы с сайтов Обобщенного Банка Данных «Мемориал», Общедоступного электронного банка документов «Подвиг Народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» (проекты Министерства обороны РФ), информация книги памяти Пензенской области , других справочных источников.
Сайт создан в надежде на то, что каждый из нас не только внесёт данные архивных документов, но и дополнит сухую справочную информацию своими бережно сохраненными воспоминаниями о тех, кого уже нет с нами рядом, рассказами о ныне живых ветеранах, о всех тех, кто защищал в лихие годы наше Отечество, ковал Победу в тылу, прославлял ратными и трудовыми подвигами Пензенскую землю.
Сайт задуман, как народная энциклопедия, в которую каждый желающий может внести известную ему информацию об участниках Великой Отечественной войны, добавить свои комментарии к имеющейся на сайте информации, дополнить имеющуюся информацию фотографиями, видеоматериалами и другими данными.
На каждого воина заводится отдельная страница, посвященная конкретному участнику войны. Прежде чем начать обрабатывать информацию, прочитайте, пожалуйста, тему - Как размещать информацию. Любая Ваша дополнительная информация очень важна для увековечивания памяти защитников Отечества.
Информацию о появлении новых сообщений на сайте можно узнавать, подписавшись на страничке книги памяти в Твиттер или в ВКонтакте.

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.



Семья Сузюмовых. Фотоальбом с 1890-х

Сообщений 1 страница 3 из 3

1

Автор публикации Алексей Евгеньевич Сузюмов - сын Сузюмова Евгения Матвеевича

Фото имеются в альбоме Алексея Евгеньевича https://fotki.yandex.ru/users/alexeisuz … bum/22409/

Алексей Евгеньевич Сузюмов написал(а):

Мой прадед Григорий Иванович Сюзюмов (ум. в 1915 г.) проработал 30 лет маляром в железнодорожных мастерских г. Пенза. Хотя возможно, что фамилия упоминается в пензенских документах 1636 г. о земельных наделах офицерскому составу казаков, прибывших из Тамбовской губ. для основания города-крепости Пенза, а также в пензенской "Строельной книге" (т.е. о строениях-дворах) 1666 г. (в списке основателей города-крепости Пенза), прямых доказательств "связи времен" в семье нет. Мой дед Матвей Сюзюмов выучился на нотариуса, получил чин коллежского регистратора, работал в пензенской нотариальной конторе, а в 1909 г. открыл собственную нотариальную контору в г. Нижний Ломов Пензенской губ. При переезде он почему-то сменил свою фамилию на Сузюмов. Приставка "ов"- похоже, русификация угро-финского имени, возможный перевод - "перейти", "брод". (М.С. Полубояров «Мокша, Сура и другие... Материалы к историко-топонимическому словарю Пензенской области», тип. Пензенская Правда, 1992, с. 141) (не путать с пос. Сюзюм и р. Сюзюм в Кировской обл, т.е. в 600 км к северу от Пензы!). 
Пенза стоит на р. Сура, а ее левый приток - речка Сюзюм. Там стоит одноименное село и есть ж/д станция Сюзюм. И течет еще одна речка - Сюзюмка. Связь с фамилией Сюзюмов мне кажется очевидной, но доказательств этого у меня нет.
В “Строельной книге г. Пензы”, написанной в 1666 г. и изданной в 1898 году, имеются следующие данные: в списке казаков, присланных из с. Троицкого острога Темниковского уезда Тамбовской губернии на вечное жительство в Пензу, значится: “Двор Федки Овдеива сына Сюзимова, у него брат Митка” (стр. 11). В писцовой книге 145 (за 1636 г.) «путного ключника Федора Малого да стряпчего Сущева» написано: «Пашня по указу отведена... десятникам Ивану Сузимову... по 13 четвертей (Центральный Гос. архив древних актов (ЦГАДА), фонд 1326, опись 2, дело 940.1.к, стр. 155-156).  «У» и «ю», скорее всего, легко переходили друг в друга. В Отказных книгах Пензенского края 1688 г. левым притоком р. Труев (в тогдашнем написании - Туруев) названа р. Сузим (вместо нынешней Сюзюмки) (РГАДА ф. 1209 оп.2 ед. хр. 6492, лл. 183-187). Писцы записывали имена и названия со слуха - кто как услышал. Приславший 3 ноября 1995 г. Евгению Сузюмову эту информацию директор пензенского госхрана Т.А. Евневич написал: «думаю, что сомнений о том, что Сюзюмовы были в числе первых поселенцев г. Пензы у Вас теперь не должно быть». Но, разумеется, пока не найдены документальные подтверждения, сомнения всё же остаются.

http://s6.uploads.ru/t/QCo23.jpg  http://s6.uploads.ru/t/8mLes.jpg
21.08.1909 г., Пенза. Матвей Григорьевич Сю(у)зюмов (облокотился на столик) с сотрудниками пензенского нотариального архива

http://s6.uploads.ru/t/CvrJd.jpg
Нотариальные книги М. Сузюмова. В 1999 г. переданы в городской музей Нижнего Ломова. В одной из них - запись о покупке дома  в Нижнем Ломове Сузюмовыми у семьи Ягодинских. Может быть, поэтому они и хранились в семье столько лет? - Память все же...

http://s2.uploads.ru/t/Fdjcp.jpg http://s6.uploads.ru/t/LOo2l.jpg
Матвей Сюзюмов, 1900-е годы (до 1909). Служащий Пензенской губернской нотариальной конторы (одного из ведомств министерства юстиции), еще не имеющий классного чина. В 1909 г. он получил чин «коллежский регистратор».

http://s2.uploads.ru/t/wOksc.jpg
Матвей Сузюмов, 1921 г.
После революции нотариальную контору Матвея Сузюмова (1877-1925) закрыли, семью из дома выселили (там обустроился военкомат). Сузюмовы вернулись в Пензу и поселились на 2-м этаже маленького флигеля, стоявшего во дворе их бывшего пензенского дома. Матвей зарабатывал на жизнь в промкооперации: скупал продукты в деревнях, привозил в город. Умер в больнице от сердечного приступа: никто из медперсонала к нему так и не подошел

http://s7.uploads.ru/t/Cm1E3.jpg http://s2.uploads.ru/t/ZOXUe.jpg
1890-е годы (до 1899?) Мария Киселева, будущая жена Матвея Сю(у)зюмова

http://s6.uploads.ru/t/OJlTj.jpg http://s7.uploads.ru/t/g7ANf.jpg
1899? Мария Киселева, будущая жена Матвея Сю(у)зюмова

http://s2.uploads.ru/t/INy6L.jpg http://s3.uploads.ru/t/PD45F.jpg
Мария Киселева (вторая справа) с сестрами, 1890-е

http://s7.uploads.ru/t/vB3JS.jpg http://s7.uploads.ru/t/Rzmas.jpg
1899 г. Пенза. Коллежский регистратор Матвей Григорьевич Сюзюмов (1877-1925) с женой Марией Ивановной (в девичестве Киселевой, 1882-1967)

http://s3.uploads.ru/t/ZDFH2.jpg
1909 г. Нижнеломовский нотариус М.Г. Сузюмов (при переезде в Нижний Ломов он почему-то сменил одну букву в своей фамилии- до этого писался "Сюзюмов") с женой Марией Ивановной (в девичестве Киселевой) и дочерьми Нонной (1900 г.р.), Зоей (1902) и Тамарой (1904)

http://s3.uploads.ru/t/mzsKa.jpg  http://s3.uploads.ru/t/v8p31.jpg

1910 г. Дом Сузюмовых в Нижнем Ломове по ул. Московской, 37. Он был куплен у семьи Ягодинских, перебравшейся в Пензу. Позднее семьи породнятся через замужество Зои Сузюмовой и Александра Ягодинского.
2002г. Дом Сузюмовых в Нижнем Ломове до сих пор цел, там расположена городская прокуратура.

http://s6.uploads.ru/t/oYJAp.jpg      http://s6.uploads.ru/t/WpOhX.jpg
1910 г. Евгений Сузюмов (род. 1908 г.)
1911 г. Евгений Сузюмов с бабушкой в г. Пенза.

http://s7.uploads.ru/t/knuF8.jpg   http://s2.uploads.ru/t/HIXbT.jpg
1911 г. Дети Сузюмовы: Тамара (1904), Евгений (1908), Нонна (1900) и Зоя (1902). Нижний Ломов
1924 или 1925 г. Сестры Сузюмовы

http://s2.uploads.ru/t/U41IA.jpg  http://s7.uploads.ru/t/RcsP5.jpg
Начало 1920-х гг. Зоя Сузюмова в Пензе вышла замуж за Александра Ивановича Ягодинского. Вскоре молодая семья переехала в Москву. Александр (талантливый экономист и математик, закончивший МГУ) получил работу в системе Наркомата финансов и комнату на ул. Остоженка (Метростроевская)
В детстве я слышал, что М. Сю(у)зюмов купил дом в Нижнем Ломове у протеирея Ягодинского, который уехал в Пензу. Оказалось (согласно купчей, которая сейчас находится в нижнеломовском музее), что дом был куплен у вдовы статского советника Ягодинского (у меня есть скан- могу выслать). Возможно, статский советник и протеирей были родственниками (братьями?)- для пензенских краев это вполне логично.
И еще: вроде бы Зоя Сузюмова и Александр Иванович Ягодинский были соучениками в Пензенской школе №4. Подтверждений (документов) нет, но так мне вспоминается по рассказам.
1924 г. Зоя Ягодинская (1902-1969) до войны была на какой-то канцелярской работе, после войны провела с мужем лет 5 в Германии (работа по линии Министерства финансов), а потом стала домохозяйкой.
http://s2.uploads.ru/t/0CJvr.jpg   http://s3.uploads.ru/t/yiWcR.jpg
1945 г. Зоя Ягодинская (Сузюмова) с Галей Красновой (позже она сменила фамилию на Сузюмову). Зоя стала для Гали второй матерью: долгие годы семья Ягодинских, а также сестра Зои Тамара и ее дочь Галя жили вместе. Галя стала географом-климатологом, к.г.н., с.н.с. Ин-та географии АН СССР (РАН), был замужем, муж- профессор-математик. Скончалась в 2010 г.
1945 г. Александр Ягодинский, ответственный сотрудник Министерства финансов, муж Зои, получает орден Ленина из рук Предсовмина СССР Молотова. За что именно орден - не известно (закрытое было время!) После пяти лет работы в послевоенной Германии, он стал заместителем министра финансов. В 1960 году вместе с многоопытным министром финансов СССР А.Г. Зверевым вышел на пенсию- министр не согласился с денежно-экономическими реформами Хрущова, которые считал волюнтаристскими, и его «команду» сменили. 

http://s7.uploads.ru/t/41XBD.jpg
1925 г. Общество стенографов. Евгений Сузюмов (в центре)- председатель общества стенографов Пензы. Знание стенографии очень пригодилось ему в жизни.
см. отдельную тему Сузюмов Евгений Матвеевич

http://s3.uploads.ru/t/oIKpz.jpg
1928 г., апрель. Семья Сузюмовых. Все собрались в Пензе. Только главы семьи, Матвея, уже нет с ними...

http://s6.uploads.ru/t/bFNQl.jpg
1930-е гг. Нонна Сузюмова (1900-1970) с мужем Г.С. Поповым. В 1938 г. он был репрессирован как якобы "немецкий шпион": несколько месяцев он прожил в Германии, проходил стажировку на заводе машиностроения, где занимался вопросами организации труда. Из лагеря был отправлен в штрафбат, выжил, после войны работал экономистом на каком-то заводе в г. Электросталь под Москвой. Был какой-то слух (который проверить не могу), что он очень "активничал" в Пензе в революцию, увлекался кокаином и - расстрелами.

http://s3.uploads.ru/t/seudn.jpg
1926 или 1928 г. Тамара (1904-1991) вышла замуж за экономиста Н. Краснова. Во второй половине 1930-х гг. они уехали в Архангельскую обл., где строился лесокомбинат. В 1938 г. руководство строительства (включая Красновых) арестовали и объявили врагами народа за то, что в глухом заснеженном лесу строительство началось с бараков для рабочих, а не со стен комбината. Ни одной фотографии Краснова в семье не сохранилось. В Архангельской тюрьме у Тамары родилась дочь Галина. Через год Тамару выпустили за подписку о сотрудничестве с "органами" ("а не то сгною здесь, и дочь никогда не увидишь", сказал следователь). Она очень тяготилась этим, долго не работала (чтобы не привлекли к сотрудничеству), замкнулась в семье. А Краснова сослали (предположительно, он умер на этапе).

http://s7.uploads.ru/t/4VuNd.jpg
1930-е. Мария Сузюмова (1906-2001) всю жизнь была на канцелярской работе (долго- в аппарате Минмортранса). Вышла замуж, но после первой же брачной ночи сбежала и навсегда вернулась в семью.

http://s7.uploads.ru/t/6ZxA2.jpg
Надежда (1911-2002) была единственная "идейная" в семье. Приехав из Пензы в Москву, поступила работать на завод, там вступила в ВКП(б). Однажды сказала: "Как бы я хотела пострадать за дело революции!" (но пострадали мужья ее сестер Нонны и Тамары). Перед войной она окончила Горный институт в Москве (со специализацией по обогащению цветных и драгоценных металлов), уехала работать на Тырнаузский вольфрамово-молибденовый комбинат на Кавказе. К ней уехала Тамара с маленькой Галей. Когда немцы подошли к Кавказу, работники комбината уходили в тыл пешком по перевалам. Каждый нес в карманах куски ценнейшей руды: для фронта. Всех (и Надю) направили на строившийся Норильский никелевый комбинат, где Надя попала на партийную работу: была секретарем парткома строительного управления Норильского лагеря НКВД. Это был ГУЛАГ. О той жизни ничего никому не рассказывала. Известно только, что "там было страшно". До пенсии она работала в Москве в каких-то институтах, связанных со строительством чего-то очень секретного (в системе атомного Курчатовского ин-та). Так и промолчала всю жизнь о своей работе. Несколько страниц о ней написаны в книге М. Важнова "Атомный век. Норильский след" (М., 2009).

http://s2.uploads.ru/t/pDB3f.jpg
1933 г. Ольга (1913-1975) окончила Московский полиграфический ин-т, вышла замуж за сокурсника Т. Козулина. Они оба работали в Москве, а после войны Козулина направили в Киев, восстанавливать типографии. Там они и жили, там и скончались.

http://s2.uploads.ru/t/J0WaY.jpg
1936 г. Молодожены Евгений и Злата
В одной из поездок, в 1936 г., в каком-то свиносовхозе Евгений встретил московскую актрису Злату Соколову. Москвичи делали "чес" по провинции- подрабатывали. Как вспоминала Злата, " голодных актрис пригласили пообедать в шикарный наркомовский вагон". Прощаясь, сытая и довольная Злата сказала Евгению: "Вы такой красивый, такой замечательный, дайте, я Вас поцелую - потом, потом..." Это была реплика из пьесы, но Евгений воспринял ее всерьез. Вскоре они поженились...
В семье Соколовых были мелкопоместные дворяне, военные, учителя... Одна из ветвей, по женской линии, восходит к родителям Н.В. Гоголя.
Мама Златы, Мария Ивановна Дивавина (из мелкопоместных дворян), в 1918 г. она (дворянка по рождению и по первому мужу Зарецкому) примкнет к большевикам, в январе 1919 г. вступит в РСДРП(б), будет стенографировать партийные и советские съезды, речи Ленина
Отец Златы в 1914 году закончил казанское пехотное училище и вскоре убыл на фронт. В 1-ую Мировую дослужился до капитана, был награжден 3 офицерскими крестами - храбрый был офицер. После революции под влиянием своей по-революционно настроенной жены примкнул к красным - был помначштаба в дивизии Чапаева. В 1918-19 гг. учился в академии Генштаба, участвовал в Польском походе Тухачевского, в 1922-23 гг. служил Нач. штаба воздушного флота Московского в.о. Во время Великой Отечественной войны - начштаба Истребительной эскадрильи и одновременно нач. кафедры авиации в Высшей военной школе ПВО, 1941-1945, воевал на Сталинградском фронте. После войны дослужился до генерал-майора авиации.
Его племянник (двоюродный брат Златы), Дмитрий Круглов погиб в московском ополчении в 1941 году.
Подробнее см. https://fotki.yandex.ru/users/alexeisuz … bum/22102/

http://s6.uploads.ru/t/7BNFh.jpg http://s2.uploads.ru/t/BdlFp.jpg
1936 г. Злата Соколова в роли Маши ("Дубровский" Пушкина). После окончания Вахтанговского училища она играла в театре-студии Рубена Симонова.
Злата Соколова с подружкой - актрисой Галиной Томашевич, мамой будущей звезды советского театра и кино Маргариты Тереховой

http://s3.uploads.ru/t/PC4pB.jpg
Сценка «Подвиг» в постановке московского театра «Ястребок». Девушка-партизанка - актриса Злата Соколова (из газеты от 2 октября 1941 г.). Эта сценка удивительным образом на 6 недель предвосхитила подвиг Зои Космодемьянской, погибшей от рук фашистов 21 ноября 1941 года.

http://s6.uploads.ru/t/h7Yim.jpg 
Злата оставалась в осажденной Москве, играла в единственном работавшем в городе театре "Ястребок", выезжала с актерскими бригадами на фронт, а по ночам дежурила - вызвавшись добровольцем - на московских крышах: тушила немецкие зажигалки, за что была награждена медалью «За оборону Москвы»  (фото сканировано  из газеты 1942 г.). Позже был Передвижной фронтовой театр режиссера Раевского. 2 мая 1945 г. она уже играла в Берлине. После одного из спектаклей комендант Берлина генерал-полковник Берзарин, выступая перед зрителями и актерами, благодарил многих поименно, а Злата сидела и переживала: ее, «героиню», он все не называл! Но в заключение прозвучало: «А в Вас, товарищ Соколова, влюблены все: от солдата - до генерала!»

http://s7.uploads.ru/t/2pWAP.jpg   http://s7.uploads.ru/t/xsU3E.jpg
Начало мая 1945 г., Берлин, 1-й Белорусский фронт. Фото из фронтовой газеты - актриса Соколова. 2-го мая 1945 г. их "Фронтовой театр Раевского" уже дал спектакль в Берлине, на котором присутствовал комендант Берлина.
Благодарность "За взятие Берлина"  Злате Алексеевна Соколовой, актрисе Фронтового драматического театра под руководством режиссера Раевского.

http://s6.uploads.ru/t/es5u1.jpg   http://s3.uploads.ru/t/O8Aji.jpg
книга Р. Симонова "С Вахтанговым" (1959 г.) с автографом Злате Соколовой

http://s6.uploads.ru/t/lw6v8.jpg
автор повествования, Алексей Евгеньевич Сузюмов, сын Евгения и Златы, родился в 2 ноября 1945, на руках у бабушки - Марии Соколовой (в девичестве Дивавиной)

http://s7.uploads.ru/t/GbqPj.jpg    http://s2.uploads.ru/t/vi5TG.jpg
С появлением в нашей школе Никиты Михалкова вся школа "заиграла в театр". Он умел увлечь. Но точные предметы были его ахиллесовой пятой. Однажды в 1980-х годах Никита выступал в Посольстве СССР в Париже, вспоминал школьные годы и рассказал, что однажды, не в силах решить у доски задачу по геометрии, упал в обморок. Я помахал ему из зала, и он закричал: "Вот он может подтвердить!" Но может быть, обморок был театральным приемом?- Никита замечательно, по-театральному, умел падать: демонстрировал нам на переменах.
1961 г. Сцена из "Молодой гвардии" Фадеева в постановке Никиты Михалкова на сцене школьного театра. 20-я спецшкола (с английским языком) во Вспольном переулке г. Москвы. Н. Михалков - партизан. Остальные участники (слева направо): Алексей Сузюмов, А. Макаров, А. Налепин, В. Сучков.
Зима 1960-61 гг. Алексей Сузюмов и Никита Михалков в московском метро

http://s7.uploads.ru/t/pz6uj.jpg
1967. Алексей Сузюмов у могилы советского разведчика Рихарда Зорге в Токио. В конце 1964 г. ему было присвоено звание Герой Советского Союза, а через пару лет установлен надгромный камень над его могилой.

http://s7.uploads.ru/t/F2Qjs.jpg  http://s3.uploads.ru/t/Zz8Vt.jpg
4-й рейс нис "Академик Курчатов" (1968 г.) проходил в ЮВ части Тихого океана, у берегов Южной Америки. Это судно (постройки 1966 г.) было гордостью академической науки и первым в серии из нескольких подобных судов. Теперь уже порезано на металл
Экспедицией руководил известный морской биолог академик Л.А. Зенкевич. Эти первоклассные экспедиционные суда разрабатывались в Отделе морских экспедиционных работ Президиума Академии наук СССР, котором руководил дважды Герой Советского Союза, доктор географических наук, контр-адмирал И.Д. Папанин. Евгений Сузюмов, как его заместитель, отвечал за организацию и проведение  нашей страной научных исследований в Мировом океане.   
Автографы Алексею Сузюмову

http://s7.uploads.ru/t/oKg3Y.jpg   http://s3.uploads.ru/t/sBMfg.jpg
1968 г. Праздник Нептуна. Морская традиция: кто впервые переходит через экватор - проходит чистилище
...и награждается грамотой (действительна пожизненно).

http://s3.uploads.ru/t/eP4pU.jpg http://s6.uploads.ru/t/wI1mD.jpg
Алексей Сузюмов. 1970 г. Юго-Западная часть Тихого океана - высадка на о. Кермадек, 48-й рейс научно-исследовательского судна "Витязь"
1971 г. о. Норфолк, центральная часть Тасманова моря. Здесь высадился капитан Кук

http://s7.uploads.ru/t/IAsR5.jpg  http://s3.uploads.ru/t/mekZl.jpg
1970 г. Алексей Сузюмов с туземцами о. Тонгарева (Тихий океан)
1970 г. Алексей Сузюмов, борт научно-исследовательского судна "Витязь". Добыча - золотая макрель.

http://s6.uploads.ru/t/qi62K.jpg  http://s7.uploads.ru/t/4p5vg.jpg
Алексей Сузюмов 1978 г., борт научно-исследовательского судна "Дм. Менделеев"
в лаборатории праздник - день рождения... Что поем? Городницкого (он на фото справа), но не только.
1978 г., 21-й рейс нис "Дм. Менделеев" Палубные работы (наш магнитометрический отряд "сражается" с лебедкой)

http://s3.uploads.ru/t/X6oNy.jpg http://s3.uploads.ru/t/mS3yL.jpg
Книга стихов А. Городницкого "Ледяное стремя" (1997) с авторской надписью Алексею Евгеньевичу Сузюмову

http://s3.uploads.ru/t/8mjBV.jpg   http://s3.uploads.ru/t/ZepPM.jpg
Книга о жизни и творчестве проф. Юрия Григорьевича Григорьева с дарственной надписью семье Алексей Евгеньевича Сузюмова

http://s7.uploads.ru/t/gKAfB.jpg http://s2.uploads.ru/t/VOKsl.jpg
ПА "Мир" Ин-та океанологии РАН (снимок 2й половины 1980-х гг).
Подводные аппараты "Мир" стали всемирно известны после погружения в 2008 г. в точке Северного Полюса. С них также велась подводная съемка в фильме "Титаник". Они были созданы для глубоководных научных исследований
Дарственная надпись Алексею Евгеньевичу Сузюмову на обороте этой фотографии, сделанная руководителем "Миров" Героем России (2008 г.), доктором тех. наук А. Сагалевичем

http://s7.uploads.ru/t/XBj8n.jpg   http://s2.uploads.ru/t/los6F.jpg
фото 1938 года. "Папанинцы" Кренкель, Ширшов, Папанин и Федоров: герои дрейфа на СП-1. На обороте дарственная надпись Папанина Алексею Сузюмову, 16.01.1965г.

http://s2.uploads.ru/t/XG0Ss.jpg   http://s6.uploads.ru/t/9PTDj.jpg
1966 г., И.Д. Папанин. На обороте дарственная надпись Алексею Сузюмову "Знаю тебя с первого дня рождения..."

http://s7.uploads.ru/t/DK9XG.jpg   http://s3.uploads.ru/t/o7EhC.jpg
Папанин И.Д. отмечает свой 80-й день рождения в Отделе морских экспедиционных работ (ОМЭР) Президиума АН СССР. 26.11.1974. На фото он с Г.Н. Сузюмовой, на тот момент - старшим научный сотрудником Института географии АН СССР

http://www.rgo.ru/ru/penzenskoe-oblastn … evgenevich Русское географическое общество. Пензенское отделение

СУЗЮМОВ АЛЕКСЕЙ ЕВГЕНЬЕВИЧ
http://s7.uploads.ru/t/Tcz4I.jpg
Консультант ЮНЕСКО. Специалист в области геологии и геофизики Мирового океана, член Русского географического общества.
Представитель Пензенского областного отделения РГО за рубежом.

Родился 2 ноября 1945 г. в Москве.
В 1964 г. поступил и в 1969 г. окончил Геологический ф-т МГУ. Был председателем Научного студенческого общества факультета, награжден медалью Минвуза СССР «За лучшую дипломную работу».
С 1969 по 1982 г.- научный сотрудник Института океанологии им. П.П. Ширшова АН СССР (Москва). В 1975 г. присвоена научная степень «кандидат геолого-минералогических наук», в 1979 г. - ученое звание «старший научный сотрудник». Специалист в области геологии и геофизики Мирового океана.
Научная деятельность связана с Мировым океаном и его морями. В 1967 работал на Каспийском и Японском морях. В 1968 г. принял участие в экспедиции в юго-восточную часть Тихого океана. В ходе этой экспедиции русские впервые высадились на Галапагосских островах и посетили «остров Робинзона Крузо» – о. Хуан-Фернандес.
В 1970, 1971 и 1973 гг. работал в экспедициях, проходивших в западной части Тихого океана от Японии до Новой Зеландии. Посетил, в частности, на Новой Гвинее деревню, где жил Миклухо-Маклай.
Далее работал в Тихом и Индийском океанах, в Атлантике от Исландии до Шпицбергена, а также (на американском буровом судне «Гломар Челленджер») на континентальном склоне Бразилии. Всего за тот период участвовал в 14-ти морских экспедиций: и на знаменитом «Витязе», и на других судах Академии наук. Участвовал в крупнейших международных проектах, таких как «Геодинамика» и «Программа глубоководного бурения». По этим работам опубликовал более 50-ти научных статей. В 1976 г. был назначен экспертом ЮНЕСКО, а в 1982 г. стал сотрудником отдела морских наук ЮНЕСКО. Работал в Организации до выхода на пенсию в конце 2005 г. До настоящего времени - консультант ЮНЕСКО.
Работа в ЮНЕСКО была связана с организацией и исполнением различных проектов, направленных на развитие морских наук, преимущественно в развивающихся странах Африки, Латинской Америки и Карибского региона. Создавались исследовательские институты и лаборатории, а также морские кафедры в университетах. Проводились исследования морских ресурсов стран-членов ЮНЕСКО и выявлялись потенциальные конфликты между странами. Но главное достижение- создание в 1991 г. международной программы «Плавучий университет». На один летний месяц одно из блестяще оборудованных исследовательских судов Министерства геологии СССР и его «наследников» в России становилось учебной базой для студентов и аспирантов-геологов всей Европы (включая Россию, в меньшей мере - других регионов). Под руководством международного коллектива европейских ученых и при ведущей роли МГУ молодые исследователи обучались работе в море. В результате, в Черном и Средиземном морях, в Северной и Центральной Атлантике за годы существования этой программы (1991-2010) было сделано большое число замечательных открытий, во многом определивших развитие морских наук в Европе и отчасти - во всем мире.
К ним относятся: открытие и изучение газовых гидратов на континентальных склонах и в морях Европы (для энергетики недалекого будущего), открытие и детальные исследования карбонатных гор на границе внешнего шельфа (важных для рыболовной промышленности, но также для понимание развития биосферы на протяжении всей истории Земли), глубоководных грязевых вулканов, выносящих на дно океана фрагменты глубинных геосфер, а главное - пионерские исследования в области взаимодействия геосферы, биосферы и гидросферы (об их важности говорил еще Вернадский).
Параллельно были созданы региональные «плавучие университеты»: Балтийский (в области гидрометеорологии) и Каспийский (природоохранный). Через 20 с небольшим лет, в 2012 году, эти регинальные программы ЮНЕСКО были завершены. Но в тот же год Русское географическое общество выделило крупный грант на создание «Арктического плавучего университета» на базе Роскомгидромета и Северного (Арктического) Федерального Университета (г. Архангельск). Российские студенты- географы, океанологи, метеорологи- уже дважды (в 2012 и 2013 гг.) побывали в Арктике. Геологи МГУ начали арктическую программу в 2011 году и продолжают ее под эгидой ЮНЕСКО до настоящего времени.

Отредактировано простомария (2017-01-05 22:27:57)

0

2

Загадка для пензенских генеалогов и краеведов: находятся ли в какой-то степени родства известный полярник Евгений Матвеевич Сузюмов и известный историк-византолог Михаил Яковлевич Сюзюмов (1893-1982) https://ru.wikipedia.org/wiki/Сюзюмов,_Михаил_Яковлевич
Итак, что пишет о своей семье Михаил Яковлевич Сюзюмов:

Мои предки, как выселенцы из Великого Новгорода, охраняли южные границы русского государства, в XVI-XVII вв. служили в Троицком остроге. Один из моих предков Овдей был казнен во время выступления Разина. В 1671г. его сыновья были переселены в Пензу и поверстаны в казаки. В XVIIIв. переведены на положение государственных крестьян. Мой дед Адриан имел подгорное хозяйство близ г. Пензы, мой отец Яков обучался в Пензенском училище, потом окончил Ветеринарный институт в Юрьеве и был ветеринарным врачом.

Источник цитаты: Поляковская М.А. Ученый и время: к столетию со дня рождения М.Я.Сюзюмова // Византийский временник - - ВYZАNТINА ХРОNIКА - М.: Наука, 1993, т.54 (79), с. 171 -- 
http://s2.uploads.ru/t/fjpMk.jpg
Михаил Яковлевич Сюзюмов, фото А.А.Папулова, 1976 http://hist.igni.urfu.ru/people1/client/agents.asp

http://penzahroniki.ru/index.php/spravo … /97-ostrog

Острог, в XVI-XVII вв., укрепленный пункт, обнесенный острожной стеной (оградой из вертикально плотно приставленных друг к другу и заостренных сверху бревен). На юго-восточной окраине Русского государства, в т.ч. Пензенском крае, строились «от приходу воинских людей».
В конце XVI в. на р. Мокше на ногайской дороге стоял Троицкий Острог....

Отредактировано Дворянкин С.А. (2018-07-28 11:55:51)

0

3

http://penzatrend.ru/index.php/nsg/item … hem-nomere

Театр и война Златы Соколовой
Вячеслав КАРПОВ

Джазисты уходили в ополченье,
цивильного не скинув облаченья.
Тромбонов и чечеток короли
в солдаты необученные шли…
…Редели их ряды и убывали.
Их убивали, их позабывали.
И всетаки под музыку Земли
их в поминанье светлое внесли…
Булат Окуджава

Театр военных действий

20 век стал веком великих трагедий, самой страшной из которых явилась Вторая Мировая война, для России ставшая Великой Отечественной. Никогда еще театр военных действий и театр игровой не соприкасались так плотно, как в середине 20 века, во время войны 1941-1945 годов.
Однако не так уж часто задумываются о том, что и во время войны люди оставались, прежде всего, такими же людьми, какими были и до трагического дня 22 июня 1941 года – жаждущими веселья, развлечений и хотя бы маленьких культурных радостей. Именно эту функцию – доносить до воинов, борющихся за человеческую Жизнь, частичку этой самой жизни, гражданской, мирной, взяли на себя театральные деятели сороковых годов, организовав фронтовые театры и бригады. Они выезжали, проглатывая страх, в самые горячие точки. Казалось бы, когда над головой свистят снаряды, рядом падают бомбы, мысли об искусстве должны улетучиться сами собой, оставив в голове одну-единственную мысль – как прокормиться и выжить.
Однако главное, в чем просчитались фашисты – они не смогли разрушить моральный дух и единство русского народа, человек остался человеком и, как ни пафосно это прозвучит, искусство ему в этом помогло. Всего в составе фронтовых бригад и театров ВТО (Всесоюзное театральное общество) числилось 400 человек. Солдаты считали своим долгом обеспечить безопасность приехавшим к ним артистам, а те, в свою очередь, понимали, насколько важно не обделить частичкой радости, которую они привезли, всех воинов, и зачастую показывали подряд несколько раз одни и те же номера для того, чтобы их увидели все бойцы. Конечно, условия, в которых приходилось выступать фронтовым артистам, с трудом можно назвать театральными. В большинстве случаев, это были выступления прямо с грузовика, в окопах, в землянках, в госпиталях, либо на открытых полянах, прямо на улице при дневном свете (что исключало использование грима), без занавеса, без костюмов.
Приходилось выступать, произнося тексты ролей шепотом (в лесу могли прятаться гитлеровцы), и по телефону – бойцы-связисты, к которым приехали актеры, не могли отойти от аппаратов и слушали концерт, не покидая поста. Помимо непосредственного участия, коллективы считали своей обязанностью материальную помощь фронту. Артисты театров сыграли сверх плана 5275 спектаклей и собрали 98 миллионов рублей, которые и были переданы государству, как помощь фронту от работников искусств. В пользу детей погибших воинов было сыграно 2183 спектакля и собрано 25,5 миллионов рублей. На свои собственные средства, заработанные во время предвоенных гастролей, наша землячка Лидия Русланова приобрела две батареи Катюш, которые были отправлены на Первый Белорусский фронт в корпус, которым командовал её муж. В выступлениях в действующей армии приняло участие 3685 бригад, в которых было свыше 42 000 работников искусств.
Итоговая статистика показывает, что всего за время войны для воинов было показано 1 350 000 спектаклей, концертов и творческих встреч. Пять фронтовых коллективов ВТО провели в действующей армии 1575 дней. Театры осуществили постановку 25 спектаклей, из них советских пьес – 10, классических – 12, концертно-эстрадных программ – 3. Роль фронтовых театров в культурном обслуживании армии была настолько велика, что в 1943 году в Москве состоялся творческий смотр их работы. Свыше трех тысяч работников искусства награждены боевыми орденами и медалями Советского Союза. К работе фронтовых бригад предъявлялись требования в духе военного времени: мобильность, готовность и способность выступать в непосредственной близости к передовой, играть везде – на палубах военных кораблей, под открытым небом, на аэродромах, в землянках, в блиндажах, на вокзалах, в агитпунктах, в медсанбатах, на лесных полянах, в оврагах.
В духе военного времени – это не просто громко и пафосно сказанные слова, а и постоянная смертельная опасность. Под Вязьмой, на старой Смоленской дороге, находится заброшенный закладной камень. Он был поставлен 10 лет назад в память о погибших там осенью 1941 года музыкантах Красноармейского джаз-оркестра Наркомата обороны СССР. Они попали в окружение и почти все были расстреляны фашистами, а судьба некоторых музыкантов и поныне не известна. Тех, кто в 1941 году сменил концертный фрак на военную форму, было 30 человек. Артистов в плен немцы не брали. По законам военного времени, они считались особо опасными и приравнивались к морякам, партизанам, морским пехотинцам. Но для оркестра Наркомата обороны СССР фашисты решили сделать исключение. Они предложили выбор: жизнь на благо Третьего рейха или расстрел на месте. Все музыканты выбрали смерть.
В октябре 1941 в Вяземском котле погиб Государственный духовой оркестр СССР, который находился в составе 6-ой дивизии народного ополчения.
В процессе подготовки этого материала я вспомнил критическое пожелание в мой адрес биографа Лидии Руслановой и тоже моего земляка, проживающего ныне в Москве, Михаила Полубоярова: «… Да и кто считал у великих артистов деньги!...Cреди всей этой публики порядочные люди очень редки. И Русланова из числа лучшей половины. Наплевать на эти бриллианты и забыть!»
Почти со всем я согласился, но так и не смог увязать для себя воедино сногсшибательные гонорары элиты концертных бригад со страной, ведущей кровопролитную войну и вечно нищим народом. И когда совсем недавно, в городском музее Нижнего Ломова мне любезно показали хранящиеся там письма, фронтовой дневник и другие документы московской актрисы Златы Алексеевны Соколовой (1915–1998) я и решил познакомить читателей не с «публикой», состоящей из лучших и худших половин, а с жизнью и военной судьбой простых смертных рядовых театрального фронта. Этот рассказ написан на основе ее архива. Она была женой нашего земляка Евгения Сузюмова. В браке они прожили 62 года и скончались в один год. Все архивные и дневниковые записи, а также воспоминания любезно предоставлены сыном Елены Алексеевны Соколовой и Евгения Матвеевича Сузюмова Алексеем Евгеньевичем Сузюмовым, за что автор материала и редакция газеты выражают ему признательность и благодарность.

О Злате Алексеевне Соколовой-Кононок
Злата, как она утверждала, имя сербское: ее дед был офицер сербского происхождения. Она с детства хотела стать артисткой, даже прошла отбор в студию Айседоры Дункан для обучения современному балету, но надо было жить в пансионате, часто уезжать, а Злата была так привязана к своей маме (которую, насколько я понимаю, видела редко), что категорически отказалась. Она все же осуществила свою мечту: поступила в театральное училище при театре им. Вахтангова.

Из дневника Златы
«29.08.1931. Исполнилась величайшая радость. Я принята (26.08) в студию Вахтангова. Это мне «путевка в жизнь», как говорит мамуся. Теперь надо будет много трудиться, и работать над собой. Хотя будет много трудностей и неприятностей, но я не боюсь их, я постараюсь побороть их и «выйти на дорогу». Из трехсот с лишним человек принято всего 12 человек. 6 девочек и 6 мальчиков… Из 12-ти я самая младшая».
После окончания (с 30 марта 1935 г.) играла в театре-студии Рубена Симонова. Играла «героинь» (т.е. главные женские роли, такое было ее театральное амплуа) и классику (Аню в «Вишневом саде» Чехова, Машу в «Дубровском» Пушкина, Негину в «Талантах и поклонниках» и современные вещи: в Свердловском театре Лиду в «Платоне Кречете» Корнейчука, Маньку-бандитку в «Луне слева» Биль-Белоцерковского). «Битвой при Керженцеве» называли театральные преобразования, осуществленные тогдашним министром культуры в предвоенные годы, в результате которых студию Симонова, среди прочих театров, закрыли.

Симонов стал главрежем театра им. Вахтангова, обещал взять в труппу Злату, но в итоге не взял.

А. Сузюмов о знакомстве родителей. Отрывок из воспоминаний
Мои родители познакомились в 1936 году в свиносовхозе и вскоре поженились. Прожили они вместе целых 60 лет. Здесь я должен дополнить воспоминания отца эпизодом, который часто рассказывала мама. У него только записано, что в одной из поездок он познакомился с актрисой Златой Соколовой. Это была дочка Марии Соколовой, московской знакомой (по партработе) зам. нач. политотдела наркомата совхозов, с которым ездил в тот момент отец (с инспекциями). В каждом совхозе был политотдел – их-то и инспектировали. А московские артисты давали выездные спектакли в провинции, и (как вспоминала мама) «двух голодных актрис пригласили на ужин в шикарный наркомовский вагон».
Моя будущая мама, сытая и довольная, уходя, сказала Евгению: «Вы такой красивый, такой замечательный – дайте я Вас поцелую! Потом, потом...» Это были слова из какой-то пьесы, в которой она играла, но отец, видимо, воспринял их всерьез. Вернувшись в Москву, он стал ухаживать за Златой – ходил на ее спектакли, встречал после них, дарил цветы. 16/11/1936 они поженились. Отец, как работник наркомата, имел талоны на обед в ресторан «Прага» в центре Москвы, он не обедал накануне, сохранил свой талон, чтобы после ЗАГСа с молодой женой в «Праге» отметить вдвоем бракосочетание.
В 1938 г. она работала в московском театре Промкооперации. В 1939 г. играла в Областном театре комедии и эстрады, потом год – в Свердловском передвижном драмтеатре. С гастролями они ездили по глубинке: совхозам, поселкам. С апреля 1941 г. Злата работала в Московском театре (клубе) милиции, который с началом войны был реорганизован в агиттеатр «Ястребок» – это был единственный театр, работавший в Москве в период отступления Красной Армии и эвакуации жителей. Пошла добровольцем (в свободное от работы время или при необходимости) на крыши – тушить зажигалки.
Из письма мужу от 11.12.1941: «Скажу тебе вкратце: когда начались бомбежки, пошла я на крышу. Случилось это так... Вбегаю в убежище. Отдышаться не могу. Тут приходят и приглашают мужчин на крышу дежурить, а «мужчины» все поопускали глаза в пол, притихли и как будто мужчин здесь нет.... Оскорбилась я за всех мужчин разом и за тебя в особенности. Думаю, не смеют они тебя оскорблять!.. Ну вот, я и предложила свои услуги. Давайте, говорю, я попробую... Ну что ж, говорят, пойдите. Дали мне брезентовые варежки, лом, и пошли на крышу. Кругом бьют зенитки, ракеты летят, зажигалки... Страшновато... Это была вторая бомбежка, самая страшная. Очень много было пожаров. Опыта еще не было. А зажигалки когда летят, то неприятно визжат. Ну, в общем, удовольствия было мало. Страшно и все-таки очень и очень весело... Страшно потому, что полная беспомощность. А мне всегда, чем страшнее, тем веселее. «Есть упоение в бою».
В театральной стенгазете появились стихи:
...И только слышен вой тревоги,
Где Соколова? На посту.
Стоит бесстрашно на пороге
И ловит бомбы на лету!
«Ястребок» не только откликался на события, он и предвидел их. Зоя Космодемьянская, ставшая символом сопротивления народа врагу, была схвачена и расстреляна немцами 28 ноября 1941 г., но еще 2 октября Злата сыграла сценку «Подвиг», которая предвосхитила это событие.
Театр закрыли в сентябре 1942 г. (в Москву понемногу стали возвращаться столичные коллективы). В 1943 г. работала зав. библиотекой Центральной школы милиции, далее – в редакции военно-оборонного плаката «Окна ТАСС», а с 14.04.1944 перешла на «работу по специальности» (как записано в трудовой книжке) во Второй Московский государственный передвижной театр (фронтовой театр под руководством Раевского – один из театров Дирекции фронтовых театров). И проработала в этом театре до декабря 1946 г., после чего навсегда покинула сцену (сначала из-за болезней сына, потом из-за собственных болезней – в Берлине была контужена в голову, а проблемы с сердцем начались еще раньше). 2-го мая 1945 г. уже играла в Берлине Ларису в «Бесприданнице» Островского.
Имеет (как и другие актеры ее труппы) благодарности от Верховного Главнокомандующего – две грамоты: «За прорыв обороны и наступление на Берлин» от 23 апреля 1945 г. и №359 от 2.05.1941 «За взятие Берлина» (обе за подписью генерала А.И. Литвинова – члена Военного Совета 3-й Ударной Армии 1-го Белорусского Фронта). Бойцы именно этой Армии водрузили 1 мая 1945 г. Знамя Победы над Рейхстагом. Награждена Почетной грамотой комитета по делам искусств при Совнаркоме СССР, медалями «За оборону Москвы», «За победу над Германией», «За доблестный труд в Великой Отечественной войне», юбилейной медалью «20 лет Победы в Великой Отечественной войне». В ее архиве (находится в городском музее г. Нижний Ломов) имеется справка на получение медали «За взятие Берлина», но почему-то медаль не была получена.
Вот отзывы прессы о «Ястребке» – газета «На боевом посту № 23 от 27 декабря 1941 г., стр. 4, заметка называется «Наш боевой театр»: «Театр столичной милиции «Ястребок» родился в суровые дни, когда враг рвался к столице... Совсем молодой лирической актрисе Злате Соколовой была поручена патетическая роль Магды в этюде «После полуночи». Много трудностей пришлось преодолеть актрисе... на пути к овладению ролью».
Из письма Златы мужу Евгению от 9.12.1941: «...когда мы играем в частях, вот это наилучший зритель. Спектакли проходят с большим подъемом, и мы, и нас любят. Если б ты видел лица бойцов, командиров во время наших спектаклей! Нас вновь и вновь приглашают приезжать, говорят, что мы делаем огромное дело. Своими концертами воодушевляем, даем минуты радости, отдыха. Какие чудесные отзывы получаем!.. надо побывать тут, посмотреть на лица этих замечательных людей, и тогда бы ты понял, как невыносимо тяжело с ними расставаться и какое огромное моральное удовлетворение получаешь от своей работы. Сознание, что делаешь полезное дело, приподнимает тебя в собственных глазах, хочется сделать еще больше и как можно лучше».
Из «Московского комсомольца» №75 от 30 марта 1975 г., стр.2 «Время действия – война»: «...Каждый вечер осенью сорок первого и в начале зимы сорок второго года к подъезду театра... подъезжала грузовая машина с брезентовым верхом... (она) после вечернего спектакля в Москве доставляла труппу на передовую... Критика тех лет неизменно отмечала мастерство молодых актеров Златы Соколовой,... С военным театром Бориса Раевского ушли на запад, следуя за группой прорыва 1-го Белорусского фронта,.. одна из ведущих актрис «Ястребка» Злата Соколова...»
Из письма Златы мужу от 30.11.1944.: «...Бойцы, командиры благодарят нас за выступления. Они отдыхают, смотря на нас, смеются. А ведь это действительно почетная задача – заставить этих людей забыться... людей, вернувшихся из боя и, тем более, идущих в бой... Чем ближе к фронту, люди всё лучше и лучше...»
Письмо Злате от сослуживца мужа: «22.10.1944. Полевая почта 48251-В. Актрисе Моск. Драм. фронтового театра З.А. Соколовой. ...Я за свой век много людей встречал и видел и должен прямо сказать, что Ты, Златочка, какая-то особенная, непохожая на обычных людей. В Тебе много исканий и поэтому много неудовлетворенностей. Ты от жизни хочешь получить много, и это Твое право, так как Твои запросы выше среднего человека. Тебя, как я слышал от Элечки, можно поздравить еще и с наградой медалью «За оборону Москвы». Услышав это, я искренне порадовался, так как кому-кому, а Тебе дали эту награду вполне заслуженно. Все самое тяжелое время пробыла в Москве, не переставая, работала и еще показывала пример малодушным, отправляясь на крышу во время бомбежек. Желаю, чтоб эта награда не была последней... Н.А. Еремеев (Москва)».

«Новая социальная газета» (г. Пенза), №17, 17 мая 2018 г.

Отредактировано Дворянкин С.А. (2018-07-28 12:01:47)

+1