Сделать стартовой Добавить в Избранное Постучать в аську Перейти на страницу в Twitter Перейти на страницу ВКонтакте За Победу в Великой Отечественной войне 1941-1945гг. мы "заплатили" очень дорого... Из Пензенской области было призвано более 300 000 человек, не вернулось более 200 000 человек... Точных цифр до сих пор мы не знаем.

"Никто не забыт, ничто не забыто". Всенародная Книга памяти Пензенской области.

Объявление

Всенародная книга памяти Пензенской области





Сайт посвящается воинам Великой Отечественной войны, вернувшимся и невернувшимся с войны, которые родились, были призваны, захоронены либо в настоящее время проживают на территории Пензенской области, а также труженикам Пензенской области, ковавшим Победу в тылу.
Основой наполнения сайта являются военные архивные документы с сайтов Обобщенного Банка Данных «Мемориал», Общедоступного электронного банка документов «Подвиг Народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» (проекты Министерства обороны РФ), информация книги памяти Пензенской области , других справочных источников.
Сайт создан в надежде на то, что каждый из нас не только внесет данные архивных документов, но и дополнит сухую справочную информацию своими бережно сохраненными воспоминаниями о тех, кого уже нет с нами рядом, рассказами о ныне живых ветеранах, о всех тех, кто защищал в лихие годы наше Отечество, прославлял ратными подвигами Пензенскую землю.
Сайт задуман, как народная энциклопедия, в которую каждый желающий может внести известную ему информацию об участниках Великой Отечественной войны, добавить свои комментарии к имеющейся на сайте информации, дополнить имеющуюся информацию фотографиями, видеоматериалами и другими данными.
На каждого воина заводится отдельная страница, посвященная конкретному участнику войны. Прежде чем начать обрабатывать информацию, прочитайте, пожалуйста, тему - Как размещать информацию. Любая Ваша дополнительная информация очень важна для увековечивания памяти защитников Отечества.
Информацию о появлении новых сообщений на сайте можно узнавать, подписавшись на страничке книги памяти в Твиттер или в ВКонтакте.

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.



Никольский Александр Васильевич

Сообщений 1 страница 2 из 2

1

http://www.bogoslovy.ru/comp/nikolsky.htm

Никольский Александр Васильевич
1874 - 1943
http://s5.uploads.ru/t/TSPaq.jpg
    Никольский Александр Васильевич - выдающийся церковно-певческий деятель, писатель по церковному пению, духовный композитор и педагог, родился в семье священника 9 (22 н.ст.) июня 1874 г. в селе Владыкино, б. Пензенской губерни. По окончании Пензенской духовной семинарии, регентом хора которой он состоял, поступил в московское Синодальное училище, которое окончил в 1896 г. Учился в московской консерватории, откуда перешел в 1899 г. в Филармоническое училище, которое окончил в 1902 г. со званием свободного художника по теории композиции.
    По предложению 1 регентского съезда (1908) в 1909 г. в Москве были открыты регентские курсы, заведование которыми было поручено Никольскому. Впервые квалифицированные педагоги начали готовить регентов и учителей пения на основе задач новой русской школы церковного пения, а не по обычному шаблону. В эти же годы Никольский был руководителем курсов общества любителей церковного пения в Москве.
    Никольский был большим знатоком школьного хорового пения. Составленный им совместно с Н. Кашкиным учебник по теории пения в школе (издан Юргенсоном в 1908 г.) является ценным вкладом в школьно-певческую методическую литературу. Книга «Голос и слух певца» - незаменимое пособие для регентов практиков и «План практических занятий пением в школе и хоре» были последними работами Никольского по пению в школе.
    Никольский оставил богатое духовно-музыкальное наследство (сочинения и переложения). Особенностью его творчества является создание крупных форм, проникнутых одним настроением и содержанием. Таковы Литургия преждеосвященных даров (опус 26, 1907), Всенощное бдение (опус 26, 1908), Литургия Иоанна Златоуста (опус 31, 1909), Венчание (опус 41, 1914). Новое слово у Никольского - изложение обычных напевов песнопений Страстной седмицы ( опус 35, 1912), Пасхи (опус 37, 1913), Литийных стихир (опус 47, 1916-17), где безыскусственным мелодиям дана такая прекрасная и разнообразная художественная разработка, что эти произведения являются единственными в своем роде. Сочинения Никольского исполнялись главным образом в больших хорах, в исторических и авторитетных концертах в Москве. Они всегда входили в программу концертов Синодального и других хоров Москвы, но в провинциальных хорах, даже в больших архиерейских, редко включались в программу. Молящиеся в массе своей были воспитаны на «концертной» школе и Архангельском; монументальные и своеобразные сочинения Никольского были непонятны как слушателям, так и исполнителям. Впрочем, такие сочинения, как стихира Благовещению «Совет превечный» (опус 20), «Милость мира и Тебе поем» (опус 45), «Речет Господь» (опус 21) и «Ныне отпущаеши» (опус 17) представляли исключение - их часто можно было встретить в программах концертов и за богослужением.
    Популярность Никольского как композитора, регента и педагога выходила далеко за пределы Москвы: в 1912 г. он читал лекции по истории церковного пения в Нижнем Новгороде, которые иллюстрировались пением городских хоров, в 1913 г. дирижировал соединенными хорами Пензы в концерте, где исполнялась полностью его Литургия (опус 31).
    После октябрьской революции Никольский работал в «Пролеткульте» как автор «пролетарских» песен, весьма схожих с его духовными хорами. Но такое несоответствие новой работы с его действительным настроением заставило Никольского уже к 1925 г. отойти от этой работы. Он переключился на работу по музыкальной этнографии, в московской консерватории был педагогом хоровой кафедры (получив в 1935 г. звание профессора), где и работал до смерти. Из сохранившегося после смерти композитора архива автографов видно, что и до 30-х годов он работал над созданием новых духовных хоров, впрочем, без надежды видеть их в печати.
    После смерти Никольского остался его богатый личный архив: ноты - печатные и рукописные, книги, лекции - разработки по истории хорового пения, песни, конспекты лекций Смоленского, Кашкина, Кругликова, записанные Никольским в бытность его учения в Синодальном училище, многочисленные записи уроков по работе в консерватории, собрание программ концертов, где исполнялись сочинения Никольского.
    Никольский скончался 19 марта 1943 г. в Москве, в разгар войны. Похоронен на Пятницком кладбище, недалеко от церкви.

0

2

http://cheloveknauka.com/aleksandr-vasi … iy-portret
Ефимова Юлия Алексеевна. Александр Васильевич Никольский. Творческий портрет. автореферат диссертации по искусствоведению, специальность ВАК РФ 17.00.02  (искусстоведение). 2011. Московская государственная консерватория им. П.И. Чайковского.
(фрагмент - первая глава с биографическим очерком)

Александр Васильевич Никольский родился летом 10 июня 1874 года в селе Владыкино Пензенской губернии в семье сельского священника. Никольский получает профессиональное духовное образование в Тихоновском духовном училище (1884 - 1888), затем, в двадцатилетнем возрасте, заканчивает Пензенскую духовную семинарию (1888 - 1894) с аттестатом 1-й степени, дававшем право на поступление в духовную академию.
Однако сам Александр испытывал горячее желание стать музыкантом. Немалую роль в этом сыграл земляк и друг Александра Васильевича, Алексей Васильевич Касторский10, впоследствии работавший на одной ниве с Никольским и много сделавший для развития хорового и регентского дела в России. К поступлению в Консерваторию склонялся друг семьи священник Александр Михайлович Соколов, мать Никольского Ирина Яковлевна, а также его будущая супруга - Капитолина Ивановна Балашова, имеющая в те годы заметное влияние на Александра Васильевича.
Путь в Консерваторию лежал через Московское Синодальное училище, куда Никольский был принят в 1894 году. Уже через год после поступления к Никольскому возвращаются мысли о получении высшего образования в Консерватории. В 1897-м он сдает экзамены экстерном и оканчивает училище со званием регента и учителя пения в школах, семинариях, институтах. 9 сентября того же года Никольский поступает в Московскую консерваторию, «избирая для специального обучения теорию музыки», в класс С. И. Танеева. Занятия с талантливым композитором и величайшим педагогом своего времени принесли Никольскому большую пользу и как музыканту и как педагогу-теоретику, связанному впоследствии с преподаванием контрапункта и фуги в Синодальном училище, а также в музыкальных учебных заведениях в послереволюционное время.
К моменту поступления в консерваторию Никольский уже имел достаточный регентский и педагогический опыт: преподавал на летних регентских курсах в Пензе, возглавляемых A.B. Касторским и работал учителем хорового пения в нескольких учебных заведениях Москвы".

10 Алексей Васильевич Касторский (17.1.1869, Кострома - 8.9.1944, Москва) педагог, теоретик, композитор, руководитель хоров, автор теоретических трудов. Музыкальное образование получил в Петербургской консерватории по классу Н. А. Римского-Корсакова. С 1888 преподавал в музыкальном училище и других учебных заведениях г. Пензы, в 1908 создал в Пензе показательный художественный хор. В 1918 был одним из организаторов Народной консерватории. Последние годы жизни провел в Москве.

С 1894 по 1918 гг Никольский преподавал в Строгановском центральном художественно-промышленном училище, с 1896 по 1906 гг - в Елизаветинском женском институте, с 1899 по 1906-в Александро-Мариинском женском институте.
В консерватории Никольский на первых порах делал успехи, был в списках стипендиатов 1897-1898 и 1898— 1899 гг12. Но к третьему курсу с обучением возникли проблемы. В связи с семейными сложностями (к этому времени он уже был отцом троих детей) было трудно совмещать преподавательскую деятельность с учебной. Таким образом, в 1900-м году Никольский оставляет консерваторию и переходит в Музыкально-драматическое училище Московского филармонического общества по классу теории композиции к А. Ильинскому и по классу симфонического дирижирования к В. Кесу.
Сочинение светской музыки в этот период настолько увлекло Александра Васильевича, что он был готов сосредоточить в этой области все свои творческие силы. Однако занятия композицией не мешали Никольскому уделять внимание регентскому делу. Вместе со С. В. Смоленским он ставил своей задачей повысить профессиональный уровень регентов и певчих по всей России. В дореволюционный период жизни Никольский был широко известен как активный деятель Русского Хорового Общества, один из организаторов и участник всех шести регентских съездов (1908 - 1917), а также как организатор регентских и певческих курсов в разных городах России: Пензе, Саратове, Камышине, Наровчате, Вятке, Ржеве и Москве. В это же время он заявляет о себе как талантливый музыкальный критик, пишет статьи и отзывы о музыке своих современников - Кастальском, Гречанинове, Панченко, работает в нескольких редакциях. Наиболее «острые» заметки он подписывает шуточным псевдонимом Саша Владыкинский - по названию села, в котором родился.
Видимо, активная педагогическая и церковно-просветительская деятельность послужила для композитора стимулом к написанию богослужебных произведений. Начиная с 1908 года, он возвращается к сочинению церковной музыки. В период с 1908 по 1917 годы им написана большая часть духовных сочинений (ор. 7 - 48).

12 ЦГАЛИ ф. 2099 ед. хр. 170,198; ф. 658 ед. хр. 183.

С 1914 года Никольский становится постоянным членом комиссии контролирующей состояние церковных хоров. При этом он работает в журнале «Хоровое и регентское дело», продолжает педагогическую деятельность - преподает контрапункт и теорию фуги в Синодальном училище (с 1914 года), гармонию, контрапункт, фугу и форму в «Общедоступном музыкальном училище» В.Ю. Зограф-Плаксиной; продолжает обучать хоровому пению воспитанников Елизаветинского и Александро-Мариинского институтов, частной женской гимназии Е. Константинова, Третьей городской мужской гимназии (с 1903) и частной мужской гимназии Казачкина (с 1908).

С 1912 года начинается сотрудничество Никольского с Московской музыкально-этнографической комиссией, и после революции он продолжает работать именно как этнограф. В 1919 году Никольский пишет и готовит к изданию труд «Теория русской народной песни». Вместе с Кастальским Никольский преподавал народную музыку в Московской консерватории. Изучение народного песенного творчества Никольский считал обязательным условием общего музыкального образования, курс теории русской народной песни мыслил как вводный в хоровую литературу. Богатейший педагогический опыт и опыт руководителя хора нашел отражение в других учебных пособиях: «Голос и слух хорового певца», «Энциклопедия школьного пения в практических примерах с текстом и без него», «Общие теоретические вопросы хорового пения - светского и церковного».

В 20-е годы Никольский продолжает активно писать духовную музыку. Однако, по идеологическим соображениям, эта работа была прервана. В 1927 году Никольского буквально заставили замолчать, взяв с него расписку о нераспространении духовных сочинений. Будучи человеком слова, композитор сдержал свое обещание.

Жизнь и творчество Никольского в послереволюционной России вызывает ряд естественных вопросов о том, насколько компромиссным было отношение композитора к переменам, происшедшим в стране. Здесь следует принять во внимание несколько факторов. Во-первых, Никольский никогда не скрывал своего происхождения и до конца жизни оставался беспартийным, что, с одной стороны, создавало определенные препятствия, а с другой всё же обеспечивало относительную свободу мысли и творчества.

Во-вторых, принципы, диктуемые новой властью, поначалу не входили в конфликт с ценностями Никольского: первые 10 лет он по-прежнему писал музыку для богослужения, которая, по всей видимости, исполнялась. Многие пытались осознать и принять новый существующий порядок, тем более что идеи «свободы, равенства и братства» отчасти перекликались с христианскими идеями всеобщей любви и равенства людей перед Богом.

Для Никольского революционные идеи и пропагандируемая литература были, прежде всего, предметом личного исследования. Он был в числе тех, кто старался разобраться в новых веяниях и найти в них что-то для себя. Не будучи слепым последователем идеологии, Александр Васильевич, в то же время, следил за всем, что происходит вокруг, знакомился с новой советской литературой, соприкасался с сочинениями классиков марксизма.

В 30-е годы начинается новый этап в жизни Никольского, тесно связанный с Московской консерваторией, преимущественно с кафедрой хорового дирижирования. Сотрудничество с Консерваторией он начинает как фольклорист. С 1928 по 1931 год Никольский заведует этнографическим отделом и работает приват-доцентом, с 1929 по 1935 год - доцентом хорового отдела, а с 1935 по 1943 год - профессором кафедры хорового дирижирования. Преподавательская деятельность в Консерватории стала в тот период главным делом жизни Никольского. Среди педагогов, создавших кафедру, Александр Васильевич быстро занял положение ведущего теоретика в области хорового искусства, пользуясь огромным уважением педагогов и студентов.

Наиболее любимым и студентами, и лектором предметом была хоровая литература. Александр Васильевич умел очень живо и увлекательно нарисовать картину последовательного исторического развития хоровой культуры, дать объективную оценку тому или иному явлению, эпохе, жанру. Успеху лекций способствовал большой ораторский талант Александра Васильевича, страстная увлеченность и искренность его речи. Кроме курса хоровой литературы, Никольский вел курс аранжировки, разработка которого целиком принадлежит ему. В годы Великой Отечественной войны Никольский не уехал в эвакуацию, остался в Москве и подвижнически продолжал читать лекции. Примечательно, что в 1942 году он начал вести факультативный курс церковного пения, что стало поистине уникальным событием в жизни Консерватории, но продолжалось, к сожалению, недолго. Дожить до окончания войны Никольскому не было суждено: он скончался 19 марта 1943 года, от паралича сердца. Похоронен Никольский на Пятницком кладбище, в Москве.

0